ПГИИ

Приднестровский государственный
институт искусств
им. А.Г. Рубинштейна

Тел.: +373 533-92226


Все новости
И снова джаз!

И снова джаз!

фото

И вновь любители джаза собрались на концерт известного в нашей Республике джазового коллектива под руководством Александра Витюка. Ансамбль, состоящий из преподавателей Приднестровского государственного института искусств, существует уже несколько лет и недавно получил яркое и выразительное название «Рубикон».
В концерте, прошедшем 25 апреля 2019 г. в зале института, приняли участие замечательные музыканты-профессионалы: Ольга Величинская (вокал), Эдуард Билецкий (труба, флюгельгорн), Галина Деде (фортепиано, клавишные), Михаил Воленберг (гитара), Александр Витюк (бас-гитара) и Александр Воленберг (ударные).
Разнообразная и насыщенная программа включала интересные обработки джазовых стандартов, а также собственные произведения Александра Витюка, который порадовал слушателей обновленными аранжировками своих пьес, уже звучавших ранее. Высокохудожественное исполнение, соединяющее отточенную технику с ярким темпераментом, позволило слушателям полностью погрузиться в стихию джаза и ощутить настроение истинного праздника.
Концерт открыла композиция «The Chicken» (Курочка) Д. Пасториуса, который по праву считается одним из лучших бас-гитаристов ХХ века. Основной рифф композиции, исполняемый на бас-гитаре, основан на звукоподражании и имитирует мелкие шажки курицы. На фоне этого баса звучит оригинальная и очень выразительная тема с унисонным движением в конце, которое исполняется всеми инструментами. Легкая композиция задала тон всему выступлению, представив музыкантов в традиционных сольных импровизациях и в ансамблевом звучании.
Второй была исполнена знаменитая композиция гениального музыканта и трубача Майлза Дэвиса «So What» (Ну и что). Сам Дэвис начинал свою карьеру «бопером», однако в 60-х годах он ввел в музыкальный мир новый стиль – Cool Jazz (прохладный джаз). Его отличала характерная, не агрессивная манера игры на инструментах; в плане гармонии Дэвис предложил модальность и упрощение гармонической сетки. Основу данного произведения составляют всего два аккорда: Dm7 и Ebm7. Ну и что, если всего два? Звучит-то отлично! 
Авторская композиция А. Витюка «Вокруг дождя» была написана ранее для инструментального трио (фортепиано, бас-гитара, ударные), а в концерте прозвучала в новой аранжировке для расширенного состава с дополнительными трубой и электрогитарой. Композиция основана на чётком повторении в басовом риффе и аккомпанементе двух функций: Em7 и D. Основная тема, украшенная трелью в конце, хотя и звучит довольно просто, но органично вписывается в риффовую канву аккомпанемента, создавая динамичную джазовую пьесу.
Выразительная лиричная композиция Дюка Эллингтона, выдающегося музыканта и композитора, пионера джаза – «В сентиментальном настроении» внесла нотку ностальгии и грусти. А. Витюк сделал переложение этой баллады для фортепиано, бас-гитары и ударных, поручив бас-гитаре солирующую функцию. Прозвучало убедительно, тонко и элегично.
Культовую композицию Джорджа Гершвина «Summertime» исполняют в самых разных аранжировках, но в дуэте вокала и бас-гитары это произведение предстало совершенно необычно и свежо. Александр Витюк вместе с Ольгой Величинской заставили буквально заиграть новыми красками этот знаменитый джазовый стандарт. С самого начала задается рифф на бас-гитаре, который сопровождает пьесу до конца. В средней части звучит оригинальный «диалог вокала и бас-гитары», где каждый из музыкантов не только импровизирует, но и пытается воспроизвести то, что играет другой. Удивительно неожиданное решение в построении этой композиции оставляет чувство восхищения. Безусловная удача! Это одна из кульминаций концерта.
В следующей пьесе выдающегося гитариста и певца Джорджа Бенсона «Weekend in L. A.» (Уик-энд в Лос Анджелесе) ярко прозвучала солирующая электрогитара в умелых руках музыканта Михаила Воленберга, однако и Александр Витюк не отставал, исполнив развернутую импровизацию, заставляющую вспомнить недавно прошедший его сольный концерт, где бас-гитара была представлена во всех красках и всевозможных видах техники.
Следом прозвучала авторская композиция А. Витюка «Новые чувства», которая также изначально была написана для инструментального трио, а на концерте представлена в расширенном варианте с добавлением трубы и электрогитары. Пьеса начинается с мощного вступления и темы, затем следуют импровизации каждого исполнителя. Перед финальным риффом звучит небольшая интерлюдия с выразительным соло на бас-гитаре.
Еще одной жемчужиной концерта стала композиция знаменитого басиста Виктора Вутена «Slow groove» (Медленный грув). Она начинается со вступления на бас-гитаре соло техникой тэппинг. Следом проводится очень простая, но невероятно красивая тема, которую также играет бас-гитара соло, но уже с аккомпанементом фортепиано, гитары и ударных. После ряда импровизаций, где А. Витюк вновь ярко показывает возможности бас-гитары как солирующего инструмента, звучит лиричное финальное проведение главной темы.
Заключительным аккордом концерта стала композиция певца и клавишника Стиви Вандера «Isn't she lovely». Здесь каждый из музыкантов сумел «высказаться», сыграв или спев оригинальное соло. Стоит отметить, что все импровизации исполнялись в разных стилях, например, импровизация вокала прозвучала в регги, импровизация фортепиано – в свинге, а импровизация трубы – в джаз-роке.
Концерт продемонстрировал высокий профессиональный статус замечательных музыкантов и педагогов Приднестровского государственного института искусств. Стоит отметить, что он прошел в преддверии 60-летнего юбилея нашего института, когда коллектив учебного заведения показывает свои достижения и подводит итоги.
Джазовый ансамбль «Рубикон» под руководством Александра Витюка показал свой огромный потенциал, мастерство и подлинное вдохновение. Александр Витюк выступил здесь не только как умелый руководитель, оригинально мыслящий аранжировщик, но и как автор интересных композиций и солист-виртуоз. Пожелаем ему и всем музыкантам коллектива дальнейших творческих успехов!
Надеемся, что время ожидания следующего концерта пролетит быстро и незаметно!
Елена Самбриш, музыковед, доктор искусствоведения
Смотрите концерт на канале YouTube

29.04.2019
Просмотров 766