В рамках фестиваля «Мэрцишор» в ГЦК «Дворец Республики» прошло интересное культурное событие – концерт фортепианных дуэтов, на котором прозвучали произведения Сергея Рахманинова и Сергея Прокофьева. Концертную программу составили сочинения, созданные специально для двух роялей: «Русская рапсодия» и «Сюита №1 op. 5» С. Рахманинова, Сюита для двух фортепиано из балета «Золушка» ор. 87 С. Прокофьева в девяти частях в транскрипции Михаила Плетнёва. Исполнили программу Алёна Варданян, Татьяна Пипа и Надежда Ерхан – пианистки, которых связывает тесная творческая дружба и педагогическая работа.
Приднестровским любителям фортепианного искусства хорошо известно имя Алёны Варданян – заслуженной артистки Молдовы, доктора искусствоведения и культурологии Академии музыки, театра и изобразительных искусств г. Кишинёва, лауреата многих международных конкурсов, в том числе представительства ЮНЕСКО в Молдове. Алёна является энергичным пропагандистом фортепианного искусства, благодаря многочисленным ярким концертным выступлениям в Молдове, Украине, России, Румынии, Латвии, Литве, Китае, США, Франции.
Данная концертная программа стала ещё одной прекрасной возможностью с блеском выполняя все задачи, которые поставили композиторы перед исполнителями, показать пианистическое мастерство и высокую исполнительскую культуру. Тонкое понимание музыки С. Рахманинова и С. Прокофьева, виртуозное наполнение известных произведений индивидуальными красками, способность погружаться в авторский замысел, выявляя наиболее важные моменты драматургии композиций, способствовали цельности трактовки каждого исполненного произведения.
Интерпретация «Русской рапсодии» С. Рахманинова – его первого крупного произведения вариационной формы – интересна и плавной хороводной темой, и пассажной орнаментикой, развивающейся в свободной импровизационной манере.
«Сюита №1 op. 5» наполнена элементами, характерными для композиторского почерка С. Рахманинова. Так, в первой части «Баркарола» исполнителями ярко выявлены такие специфические приёмы изложения фортепианной фактуры, как остинато, как фигурация в партии второго рояля, на фоне которой словно парит в верхнем регистре певучая тема. Во второй части с названием «И ночь, и любовь...» пианисты с особым искусством выразили пейзажно-импрессионистический характер крайних разделов, обрамляющих контрастную среднюю часть. Поразительна звукопись третьей части цикла «Слезы», в которой остинатная фигура, благодаря мощным, плотным аккордам создавала впечатление тяжёлых ударов колокола и образа падающих слёз. Колокольные звучания в произведениях Рахманинова являются особенным средством выразительности. Многозвучными мощными аккордами, создающими образы колокольного звона, пианистки «рисовали» эпическую картину всенародного торжества и ликования в четвёртой части «Светлый праздник».
Пианистам с большим мастерством удалось отразить тонкой и красочной нюансировкой всю сложность многоплановой рахманиновской фактуры с глубокими басами, ритмически разнообразными широкими фигурациями, часто охватывающими весь диапазон фортепиано, многочисленными подголосками, придающими особую выразительность музыкальному целому.
После небольшого перерыва в концерте была исполнена Сюита из балета «Золушка» в девяти частях в транскрипции для двух роялей Михаила Плетнёва, создавшего высокохудожественный вариант оркестровой музыки С. Прокофьева. Партитура «Золушки» посвящена Марте Аргерих (Martha Argerich), с которой Плетнёв сделал запись фортепианной транскрипции и получил премию «Грэмми» в номинации «лучшее исполнение камерной музыки». Слушатели с большим интересом отнеслись к возможности услышать в живом исполнении шедевр Прокофьева-Плетнёва.
Музыканты показали удивительную способность вести творческий диалог, не только в дуэте, но и со слушателями, которые с благодарностью внимали и вслушивались в каждый звук. В одновременной игре пианистов присутствовала строгая акустическая логика, обеспечившая богатство темброво-интонационной палитры, огромный энергетический посыл, зал в полной мере ощутил невероятный качественный уровень звучания фортепианного дуэта. Пианистки создавали особыми свойствами звукоизвлечения волшебную атмосферу умиротворения, глубоких философских размышлений, лирических откровений, грандиозной возвышенной кульминации, напоминающей звучание медных духовых – всё было в этих звуках, всё производило незабываемое впечатление!
Студенты 4 курса ПГИИ им. А.Г. Рубинштейна кафедры «Фортепиано» Булай Катя и Жильцова Катя, присутствовавшие на концерте, признались, что их заворожила игра пианисток красотой и удивительной виртуозной технической изобретательностью. Все произведения были сыграны профессионально, технически идеально, с большой звуковой мощью и эмоциональным напором, дающим подлинно симфоническое звучание роялей с ярко выраженным сквозным развитием музыкального материала.
Зрители в восторге от прекрасного исполнения с криками «браво!» стоя аплодировали артистам. На «бис» прозвучал «Романс» С. Рахманинова, исполненный в 6 рук.
Григоренко Эльвира, студентка II курса кафедры «Теория музыки», член НСО «Интеллектуал»
Научный руководитель А.В. Шумило, доцент кафедры «Теория музыки»