ПГИИ

Приднестровский государственный
институт искусств
им. А.Г. Рубинштейна

Тел.: +373 533-92226


Все новости
«Феномен и тайна скрипки»

«Феномен и тайна скрипки»

Для каждого студента нашего института, увлеченного научным поиском, участие в мероприятиях, проводимых в рамках Международной недели науки, стало одним из важнейших ежегодных событий в деятельности научного студенческого общества (НСО) «Интеллектуал». Восьмого ноября члены НСО провели тематическое мероприятие «Феномен и тайна скрипки», целью которого было стремление содействовать воспитанию творческого отношения студентов к своей специальности, углублённого интереса к познанию мира искусства.

С вступительным словом выступила Антонина Шумило, доцент кафедры «Теория музыки», из которого мы узнали, что любая вещь, перешагнувшая столетний рубеж, становится культурной ценностью. Такой ценностью обладает скрипка, изготовленная сто лет назад в Италии мастером Carolus Badarello, на которой играет наша выпускница Александра Суходольская.

В чём тайна скрипки? Разгадать невозможно. В ней – гений мастеров, создававших эти инструменты и подаривших миру возможность развития искусства скрипичной игры. История производства любых инструментов знает имена великих мастеров, но, пожалуй, ни в какой другой музыкальной отрасли нет таких фамилий, которые были бы известны каждому культурному человеку, как в создании скрипок. О мастерах Брешианской и Кремонской скрипичных школ увлекательно рассказала Алина Капшуна, студентка IV курса кафедры «Фортепиано». Виртуозом в изготовлении скрипок и смычковых инструментов называют скрипичных дел мастера Антонио Страдивари, представителя Кремонской школы, гений которого не смог превзойти ни один из последователей. 

Участников мероприятия заинтересовала и поразила картина современного художника Мегги Месхи, на которой скрипка изображена в восприятии синестета, для которого видимые цвета обусловлены тембром звучащих инструментов и непроизвольно наделяются такими дополнительными качествами, как цвет, запах, текстура, вкус, геометрическая форма, положение в пространстве и т.д.

Кульминацией мероприятия стал рассказ Суходольской Александры, который сопровождался иллюстрацией сложных пассажей, различных приёмов игры, демонстрирующих достоинства скрипки, имеющей столетнюю историю. 

Информация о старинной скрипке с интересом была воспринята слушателями, с которыми Суходольская Саша поделилась своим творческим опытом.

Для демонстрации уникальности своей скрипки Саша выбрала музыку Г. Венявского и А. Вивальди. В ее увлеченном исполнении прозвучал Романс из концерта № 2 ор.22 для скрипки с оркестром и, затем, Концерт для двух скрипок с оркестром RV 522 a-moll, вдохновенно сыгранный Еленой Жмурко и Александрой. Партию фортепиано исполнила Ольга Долгопятая, Заслуженный работник культуры ПМР. Зрители получили возможность услышать волшебные звуки старинного инструмента.

Скрипка – это единственный инструмент, который столетиями находится в постоянном использовании, служит сотни лет и хуже не становится. Мало того, за столетия её конструкция и методы изготовления почти не изменились. Вот такое инженерное совершенство! Её тайна и уникальность!

Некоторые секреты скрипки становятся известными, например, учёные доказали, что скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён, например, Эйнштейном, который с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. Даже знаменитый Шерлок Холмс (сборный образ) всегда использовал звуки скрипки, когда раздумывал над сложной задачкой.

Но один секрет был раскрыт: есть у скрипки одно странное свойство – чтоб она хорошо звучала, на ней надо постоянно играть. Скрипка, которая годами лежит без дела и молчит, как бы немеет и потом звучать будет много хуже. Поэтому старинные инструменты из музеев и коллекций одалживают хорошим скрипачам, чтобы они на них постоянно играли и тем поддерживали в них жизнь. В чём тут причина – не знает никто, у скрипки много тайн. Старые мастера делали замечательные инструменты и тем вошли в историю и в легенды.

Галатонова Эвита, председатель Совета НСО «Интеллектуал»,

Шумило А.В., научный руководитель, доцент кафедры «Теория музыки», Заслуженный работник культуры ПМР


фото


фото


фото

10.11.2022
Просмотров 453